Защита прав потребителей — досудебный порядок

  В КАКИХ СЛУЧАЯХ ДЕЙСТВУЕТ
Закон о защите прав потребителей

 Обратите внимание, что Закон о защите прав потребителей действует лишь в случае, если физическое лицо имеет намерение заказать или приобрести либо заказывает, приобретает или использует товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, в отношении товаров, приобретаемых, к примеру, в сети МЕТРО Кэш энд Керри, вышеуказанный закон не действует.

ЗАЧЕМ ПИСАТЬ ПРЕТЕНЗИЮ

Обращение с претензией — более мягкий   способ разрешения спорной ситуации, чем обращение в суд.
Ведь судебный порядок достаточно тяжеловесный. Процессуальные гарантии достигаются благодаря весьма сложным процедурам. Когда ты вступаешь в сферу правосудия, ты должен быть либо сам юристом, либо иметь в качестве помощника хорошего адвоката. Иначе ты будешь чувствовать себя в процессе беспомощным. Следовательно, судебный порядок, во-первых, дороже, и, во-вторых, продолжительнее. А вот досудебный порядок — более быстрый и дешевый способ.

Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» не установлен предварительный внесудебный порядок разрешения требований потребителей товаров (работ, услуг), однако по некоторым спорам данной категории действующим законодательством предусмотрен такой порядок (например, ст. 797 ГК РФ). Учитывая это, судья в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ должен возвратить исковое заявление, если потребителем не был соблюден предварительный внесудебный порядок рассмотрения этих споров и такая возможность не утрачена.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7
«О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»
(с изменениями от 25 апреля 1995 г., 25 октября 1996 г., 17 января 1997 г., 21 ноября 2000 г., 10 октября 2001 г., 6 февраля, 11 мая 2007 г., 29 июня 2010 г.)

  п.5, абз. 4 — Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» не установлен предварительный внесудебный порядок разрешения требований потребителей товаров (работ, услуг), однако по некоторым спорам данной категории действующим законодательством предусмотрен такой порядок (например, ст. 797 ГК РФ). Учитывая это, судья в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ должен возвратить исковое заявление, если потребителем не был соблюден предварительный внесудебный порядок рассмотрения этих споров и такая возможность не утрачена. При этом необходимо иметь в виду, что истечение установленного законодательством пресекательного срока на предъявление гражданином претензии не является основанием к отказу в судебной защите, так как это противоречит ст. 46 Конституции Российской Федерации и названному выше Закону Российской Федерации.

 В судебной практике часто возникают ситуации, что ответчик лишь при получении повестки в суд и копии искового заявления, когда иск уже принят к производству суда, узнает, что у потребителя к нему есть какие-либо претензии, а конфликт, оказывается, можно было урегулировать добровольно. Кроме того, может возникнуть такая ситуация, в которой потребитель окажется неправым, если продавец (изготовитель, исполнитель) докажет, что недостатки товара возникли после его передачи потребителю вследствие нарушения последним установленных правил использования, хранения, транспортировки или действий третьих лиц. В итоге потребитель понесет дополнительны расходы, которые ему никто не компенсрует.

Не обращаясь предварительно к ответчику, потребитель сам ухудшает свое положение. Он лишает себя возможности взыскать моральный вред, неустойку и другие санкции, предусмотренные Законом, лишь в случаях неудовлетворения законных требований потребителя в добровольном порядке, несоблюдения установленных сроков, наличия вины предпринимателя, что при отсутствии досудебного обращения истца установлено не будет. Например, моральный вред, причиненный потребителю, вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных российскими законами и правовыми актами, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда только при наличии его вины, которую доказать при отсутствии каких-либо документов, подтверждающих отказ продавца (исполнителя, изготовителя) добровольно удовлетворить претензии потребителя, представляется невозможным. А для взыскания неустойки необходимо установить факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Кроме того, если суд установит, что требования потребителя не были удовлетворены в добровольном порядке, государство вправе взыскать штраф в федеральный бюджет в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

КАК ПИСАТЬ  ПРЕТЕНЗИЮ

Претензия пишется в двух экземплярах.

Претензия может быть составлена в произвольной форме, однако в ней должно быть указано: кому направляется претензия, например, директору магазина (указать магазин), генеральному директору (указать фирму); от кого претензия: Ф.И.О. потребителя и адрес его проживания (адрес регистрации).
В тексте претензии нужно изложить существо дела: например, «1 мая 2010г. я приобрела в Вашем магазине телевизор», или «я заключил с Вами договор на оказание туристических услуг».
Далее изложить обстоятельства дела и существо претензий и чего Вы хотите добиться в итоге.

В конце претензии необходимо указать какие действия предпримет потребитель в случае, если требования не будут удовлетворены в добровольном порядке: например, «в противном случае я буду вынужден обратиться в суд»; «в исковом заявлении, помимо вышеизложенного, я буду просить суд взыскать с Вашего предприятия неустойку и компенсацию морального вреда. Также Ваши расходы увеличатся на сумму госпошлины, от которой по закону  я освобожден»*
* если цена иска не превышает 1000 000 рублей

Желательно добавить: «Письменный мотивированный ответ прошу направить по следующему адресу:… в течение ___ дней»  (срок — на Ваше усмотрение, но разумный, так как написание Вами претензии — это уже шаг навстречу продавцу, и продавец должен постараться ответить максимально быстро. Учитывайте, что доставка ответа почтой тоже занимает время).
Прим.: Если Вы готовы приехать сами  за ответом — попросите письменный мотивированный ответ выдать Вам на руки.

Далее ставится дата составления претензии и подпись потребителя, а также перечисляются документы, которые были приложены к претензии: например, копия товарного чека, копия гарантийного талона, копия справки из гарантийной мастерской.

КАК  ВРУЧАТЬ  ПРЕТЕНЗИЮ

Итак, у Вас есть два одинаковых подписанных Вами экземпляра претензии.
Первый  экземпляр претензии  вручается организации – продавцу (исполнителю) – руководителю, в общий отдел, в канцелярию, секретарю – разные организации устанавливают свой порядок. Желательно вручить лицу, ответственному за получение корреспонденции.
На втором экземпляре претензии расписывается лицо, принявшее претензию (с указанием фамилии и должности, даты вручения. Этот экземпляр хранится у потребителя и является доказательством обращения к фирме-продавцу (исполнителю).

 Если вручить претензию под роспись невозможно, один экземпляр направляется в адрес организации ценным письмом с описью вложения и заказным уведомлением.
А богатые и находчивые иногда вручают претензию так: Досудебный порядок разрешения споров

ПРОДАВЕЦ ОТКАЗАЛСЯ КОМПЕНСИРОВАТЬ УЩЕРБ?

Если продавец откажется компенсировать причиненный вред, то в суд!

Следует иметь в виду, что мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления (п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ).

 




Дата последнего редактирования страницы: 2013-01-19 00:46:04